Оранжевый чистенький мусоровоз виртуозно делает «змейку», проезжает эстафету на большой скорости и как вкопанный замирает у финишной линии. Комиссия строго оценивает миллиметры от прочерченной линии до передних колес. Так проходил первый в регионе конкурсе водителей мусоровозов, соревнующихся в скоростном маневрировании и знании правил дорожного движения. Конкурс, организованный региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Нижэкология-НН», проводится при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Водители не только асы вождения, они в совершенстве владеют сложным оборудованием своей машины
Контейнер — с ювелирной точностью
На самом большом автодроме Нижнего Новгорода – оживленно и празднично. Водители мусоровозов и бункеровозов демонстрируют своё мастерство. Одно из самых важных заданий — «контейнерная площадка»: нужно идеально точно установить контейнер в отведенной зоне. Судьи оценивают правильность алгоритма, скорость и аккуратность.

Мусоровоз должен остановиться на полной скорости строго перед линией
Стаж водителя бункеровоза Геннадия Харского — более 30-ти лет. Геннадий когда-то водил автобус, выполнял и междугородние перевозки, но в результате сделал выбор в пользу бункеровоза: удобный график два на два, хорошая зарплата, полный соцпакет.
«Мне 57 лет, наша компания-подрядчик откомандировала меня продемонстрировать молодежи высший пилотаж, — улыбается Геннадий. — Езжу по всему городу, от Приокского района до Автозаводского, а также в Дзержинске. Забираем восьмикубовый контейнер с крупногабаритным мусором, ставим пустой. Самое сложное — проехать во дворах, заставленных легковыми машинами. Приходится маневрировать буквально в сантиметре от дорогостоящих автомобилей. Иногда люди ставят авто прямо перед бункером, приходится приезжать второй раз».

Оснащение кабины мусоровоза напоминает космический корабль
20 миллионов за машину
По словам руководителя одной из компаний-подрядчиков регионального оператора Сергея Федосеева, работать водителем мусоровоза сможет не каждый: требуется не только хороший навык вождения и знание правил дорожного движения, но умение обращаться со многочисленным сложным оборудованием в кабине, которое контролирует работу системы прессования, наполнения кузова, системы GPS и многого другого. Стоимость мусоровоза с оборудованием — 20 миллионов рублей.
Водитель мусоровоза Дмитрий Белов разрешает перед соревнованиями посидеть в своей машине. На автодроме жара, а в кабине освежающая прохлада — работает кондиционер. Загадочно поблескивает многочисленная аппаратура.
«За один рейс увожу 80 контейнеров, — рассказывает Дмитрий. — За смену, которая длится 12 часов, делаю рейса три».

Дмитрий Белов и Геннадий Харский – лучшие водители в своей подрядной организации
По словам директора ООО «Нижэкологии-НН» Андрея Паршина, условия конкурса максимально приближены к городским реалиям.
«Маневрирование в стесненных условиях современных городов – очень важное умение для водителей мусоровозов, — отмечает он. — Ведь порой забирать отходы им приходится из плотно запаркованных дворов».
Впрочем, проверяются не только практические навыки, но знания правил дорожного движения, и осведомленность участников конкурса о видах отходов, которые они могут вывозить.

Сергей Яцко шел на конкурс конкретно за победой
Пробный шар
О значимости конкурса мастерства водителей мусоровозов говорит начальник управления охраны окружающей среды Минэкологии Нижегородской области Владимир Никифоров:
«Наш регион — один из лидеров в стране по реализации мусорной реформы, — отмечает он. — Но эффективность исполнения государственных программ зависит не только от органов государственной власти и руководителей местного самоуправления, но и от рядовых исполнителей — водителей мусоровозов, их умения качественно, своевременно и при любых погодных условиях осуществлять работу по вывозу мусора. Именно качество и своевременность вывоза мусора влияют на отношение людей к органам государственной власти и задачам, которые они выполняют. Региональный оператор и компании-подрядчики — активные участники всех наших акций по экологическому просвещению, всегда поддерживают наши инициативы, помогают в вывозе мусора после экологических субботников».
По словам организаторов, этот конкурс — первый пробный шар. В дальнейшем подобные соревнования будут проводиться на системной основе.